МБОУ ОСОШ с. Михайловка
Приморский край, Михайловский район, с. Михайловка, ул. Ленинская, 43
  • Методические разработки

    Урок химии на тему "Типы химических реакций на примере свойств воды"

    Лопатченко Татьяна Алексеевна, учитель химии и биологии


    Цель урока: Познакомить учащихся с химическими свойствами воды и рассмотреть их по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”, рассмотреть условия взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой, усвоить понятия электролиз, фотолиз, гидролиз. Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов.

    Задачи:

    Образовательные задачи:

    применение знаний, умений и навыков в новых условиях - создание проблемной ситуации;

    уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;

    уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов

    усвоить понятия электролиз, фотолиз, фотосинтез, гидролиз

    Развивающие задачи:

    развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, правильно излагать мысли;

    развитие логического мышления и внимания

    формирование умений применения научных знаний на практике, в жизни

    Воспитательные задачи:

    формирование у учащихся познавательного интереса к химии;

    воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;

    воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала,

     Тип урока: комбинированный

    План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Промежуточный контроль знаний.

    3. Изучение новой темы.

    4. Закрепление.

    5. Домашнее задание.

    6. Рефлексия

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Цель: подготовиться к эффективной работе на уроке. Учитель проверяет готовность

    Организовывается работа учащихся на начальном этапе урока, класс слабоподготовленный, обучающиеся с повышенной моторной активностью, поэтому вспоминаются советы учителя о том, как лучше организовать работу на уроке и правила поведения на уроке.

     Вступительное слово учителя. На этом уроке мы рассмотрим новую тему “Типы химических реакций на примере свойств воды”. Для этого нам нужно вспомнить материал, который мы уже прошли в темах “Типы химических реакций”, “Химические уравнения”. Сейчас мы выполним тест по этим темам.

    II. Промежуточный контроль знаний по темам “Типы химических реакций”, “Химические уравнения”.

    Цель: проверить умения составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов и продолжить формировать эти умения в случае недостаточной сформированности..

    Учащиеся выполняют тест – 5 минут. После того, как учащиеся выполнят тест, учитель просит класс поднять руки, кто написал тест  На закрытой доске или на экране телевизора открывают заранее подготовленные ответы теста для самопроверки.

    Тест по темам “Типы химических реакций”, “Химические уравнения”

    Время выполнения - 5 минут

    I вариант

    Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите тип химической реакции по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”

    1 часть карточки

    1. 2 Cu + O2 —> 2 CuO реакция соединения

    2. 2 Fe(OH)3 —> Fe2O3 + 3 H2O реакция разложения

    2 часть карточки

    3. 2 AL + 3 CuBr2 —> 2 AlBr3 + 3 Cu реакция замещения

    4. 3 Ca(OH)2 + 2 Na3PO4 —> Ca3(PO4)2 + 6 NaOH реакция обмена

    II вариант

    Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите тип химической реакции по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”

    1 часть карточки

    1. 2 Cr(OH)3 —> Cr2O3 + 3 H2O реакция разложения

    2. Si + 2 F2 —> SiF4 реакция соединения

    2 часть карточки

    3. 2 Fe(OH)3 + 3 H2SO4 —> Fe2(SO4)3 + 6 H2O реакция обмена

    4. 2 FeBr3 + 3 Zn —>3 ZnBr2 + 2 Fe реакция замещения

    III. Изучение нового учебного материала.

    Учебная цель: В результате этого урока мы должны рассмотреть химические свойства воды. В ходе урока мы узнаем, в каких реакциях разложения, соединения, замещения и обмена участвует вода. Вывод цели с помощью учеников.

    Запись на доске:  1. Химические свойства воды.

                                  2. Реакции разложения, соединения, замещения, обмена различных веществ с водой.

    Это вопросы урока, на которые нужно в конце ответить.

    Слово учителя: Моя цель на уроке рассказать вам об этом, помочь вам запомнить эти реакции, и мы продолжим учиться составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов.

     Самое удивительное вещество на нашей планете - оксид водорода, вода H2O

    Доклад ученика, возможно презентация «Самое удивительное вещество на свете» -  индивидуальная форма работы.

    В это время ученики составляют конспект доклада в объеме 5-7 предложений

    Примерное содержание конспекта:

    1.Почти три четверти поверхности земного шара занято водой морей и океанов.

    2.Россия занимает первое место в мире по запасам пресной воды.

    3.Вода в России сосредоточена в реках, озерах, водохранилищах

    4.Вода составляет до 80 процентов массы клетки и выполняет в ней чрезвычайно важные функции (перечислить).

    5.Почти все химические реакции протекают в водных растворах.

    6.Как правильно ответить на вопрос «Много ли воды на Земле?»

    7.Вскоре 2/3 населения планеты будут жить в странах, испытывающих нехватку воды.

    Учитель: Давайте вспомним химические свойства воды. Учитель опирается на знания обучающихся

    Реакция разложения. Что такое реакция разложения?

    Реакции разложения – это такие реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются 2 и более новых вещества.

    Сегодня мы познакомимся с новым типом реакций разложения - электролиз

    Электролиз – реакция, протекающая под действием постоянного электрического тока

    2H2O —> 2H2 + O2

    Давайте вспомним из курса биологии процесс фотосинтеза.

    Доклад ученика, возможно презентация, индивидуальная форма работы. Ученик даёт определение процесса фотосинтеза, рассказывает, при каких условиях протекает процесс, какие вещества участвуют в процессе.

    Здесь мы познакомимся с еще одним типом реакции разложения

    Фотолиз – разложения воды под действием света

    2H2O —> 2H2 + O2

    H2 + CO2 —> C6H12O6 (схема процесса)

    Совокупность этих процессов называют фотосинтезом

    Уравнение реакции фотосинтеза (реакция синтеза)

    6CO2 + 6H2O —> C6H12O6 + 6O2

    Коэффициенты в уравнении реакции выставляются с опорой на знания учеников фронтально или у доски вызванным учеником

    2. Реакции соединения. Фронтальный опрос класса: дать определение реакции соединения.

    Сегодня мы рассмотрим реакции соединения на примере взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой.

    Реакции соединения -  это такие реакции, в результате которых из одного или нескольеих исходных веществ образуется одно сложное вещество

    1. Реакция гашения извести

    Запись реакции на доске, с помощью ученика.

    CaO + H2O
    негашеная известь

    —>

    Ca(OH)2
    гашеная  известь

    гидроксид кальция, растворимое основание, щелочь

    Обратить внимание учеников, что такое щелочь

    Закрепление. Фронтальный опрос: Что такое щелочь? (Щелочи – это растворимые основания.)

    Какие металлы и оксиды каких металлов образуют растворимые основания – щелочи? (Щелочи образуют металлы I группы, главной подгруппы, металлы II группы, главной подгруппы, начиная с кальция.)

    2. Реакция образования растворимых, кислородсодержащих кислот из оксидов неметаллов

    P2O5 + 3 H2O —> 2H3PO4 фосфорная кислота или гидроксид фосфора

    Обратить внимание учеников, что гидроксиды – это не только основания, но и кислородсодержащие кислоты.

    Составить схему

    Описание: https://urok.1sept.ru/articles/648596/img1.gif

    Правило – вода реагирует с оксидами металлов и неметаллов, если образуются растворимые гидроксиды (основания или кислоты)

    Закрепление, фронтальный опрос:

     3. Реакции замещения. 

    Учитель: Дать определение реакции замещения. (Объяснение учителя с опорой на знания учеников).

    Что такое реакция замещения?

    Реакции замещения -  это такие реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.

    Уравнение реакции взаимодействия натрия с водой на доске записывает вызванный ученик.

    4. Реакции обмена. Объяснение учителя с опорой на знания учеников.

    Реакции обмена – это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

    Актуализация знаний. Что такое реакция соединения? Почему в таблице растворимости в некоторых клетках стоят прочерки?

    Гидролиз – это реакция обменного разложения вещества с водой. То есть это одновременно реакция и обмена и разложения.

    Запись уравнения на доске учеником под руководством учителя.

    CaC2 +
    карбид кальция

    2H2O —>

    C2H2 +
    ацетилен

    Ca(OH)2
    гидроксид  кальция

    IV. Закрепление учебного материала

    Учебная цель: Закрепить новые понятия и учебные навыки

    Фронтальный опрос: Что такое электролиз воды? Что такое фотолиз воды?

    Что такое гидролиз? Что объединяет эти реакции?

     

    КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ «ВОДА ДЛЯ ПОЛИВА»

    В решении естественно-научных проблем

    ВОДА ДЛЯ ПОЛИВА ВВЕДЕНИЕ

    Прочитайте введение.

    Вода для полива

    При выращивании в огороде овощей возникает необходимость в регулярном поливе. Однако далеко не все личные хозяйства бывают оборудованы центральным водопроводом с бесперебойной подачей воды.

    Семья Куницыных решила часть своего дачного участка отвести под огород, чтобы выращивать вкусные овощи. Возникла необходимость придумать решение для регулярного полива растений. Помогите Куницыным найти креативные решения, которые помогут им всегда иметь возможность поливать свои растения в огороде.

                                                                                                                                                                                                                                                        

     

    ВОДА ДЛЯ ПОЛИВА ЗАДАНИЕ 1 / 3

    Воспользуйтесь текстом, расположенным ниже. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

    Семье Куницыных пришло несколько идей о том, как организовать полив растений в огороде. Бабушка вспомнила, как раньше в огородах выкапывали большую яму, выкладывали её дно целлофаном, периодически приезжала машина для развоза воды (её называли водовозкой) и заполняла яму. Воду для полива брали из этой ямы. Бабушка предложила сделать что-то подобное и сейчас. А папа предложил сделать колодец – в нём вода будет постоянно, она будет пригодна не только для полива, но и для употребления в пищу.

    Выберите из предложенных вариантов ответа такую идею, которая максимально отличается от приведённых выше.

    Отметьте один вариант ответа.

    ¡сделать небольшой пруд, запустить в него рыб и иногда брать из него воду для полива

    ¡пробурить скважину на дачном участке, поставить в неё глубинный насос и поливать огород водой из скважины ¡ездить за водой к ближайшему источнику (общедоступная колонка, озеро, река)

    ¡один раз в неделю заказывать доставку воды и заполнять ею все имеющиеся ёмкости (бочки, вёдра, лейки)

                                                                                                                                                                                                                                                       

     

    ВОДА ДЛЯ ПОЛИВА ЗАДАНИЕ 2 / 3

    Запишите свой ответ на вопрос.

    Прежде чем решить, какой из вариантов организации полива растений реализовать, Маша хочет оценить идеи по креативности. Креативные идеи – это такие идеи, которые придут в голову немногим. Оцените предложенные идеи по креативности.

    Ниже представлены четыре варианта идеи полива растений. Выпишите номера наиболее креативных и наименее креативных идей.

    1) сделать небольшой пруд и брать из него воду для полива

    2) пробурить скважину на дачном участке, поставить в неё глубинный насос и поливать огород водой из скважины

    3) ездить за водой к ближайшему источнику (общедоступная колонка, озеро, река)

    4) собирать дождевую воду и ею поливать растения

    Запишите свой ответ.

    Наиболее креативные идеи №_______

    Наименее креативные идеи №_______

                                                                                                                                                                                                                                                            

     

    ВОДА ДЛЯ ПОЛИВА ЗАДАНИЕ 3 / 3

    Запишите свой ответ на вопрос.

    Обсудив все идеи, семья Куницыных решила сделать небольшой пруд и брать из него воду для полива. При этом планируется пополнять запас воды в пруду за счёт сбора дождевой воды и направления её в пруд. Однако эта идея нуждается в уточнении и более тщательной технической проработке. Предложите три различные идеи для доработки приведённого варианта. Все идеи должны как можно больше различаться между собой.

    Запишите свой ответ.

    Идея № 1:

    Идея № 2:

    Идея № 3:

    Обсуждение практического задания, выводы.

    VI Задание на дом

    Цель: выучить реакции соединения, разложения, обмена, замещения на примере реакций с участием воды, научиться писать эти реакции самостоятельно, уметь применять полученные знания в новой ситуации (проблемный вопрос).

    Формулируется проблемный вопрос, для домашнего задания, выставляются оценки за урок, уметь применять полученные знания в новой ситуации (проблемный вопрос).

    Домашнее задание.

    Параграф 34 “Типы химических реакций на примере свойств воды”, страница168-173, упражнение 1-3

    VI. Рефлексия

    Обсуждение с учащимися, что понравилось в проведенном уроке, а что вызвало затруднение.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie